Ровно год назад, 2 марта 2008 года, Дмитрий Медведев был избран президентом России. Когда Владимир Путин определился со своим преемником, политические комментаторы высказывали самые разные предположения о будущем нового президента. Говорили, например, что он может поработать год-полтора и уйти в отставку, чтобы Путин смог без нарушения конституции вернуться на пост. Другие предсказывали, что сработает "магия должности", и Медведев со временем вырвется из-под опеки патрона. Дмитрий Медведев вступал в должность президента России, заверяя, что считает своей важнейшей задачей "развитие гражданских и экономических свобод". Дежурная формулировка, но для многих российских либералов слова о свободах в устах Медведева прозвучали иначе, чем в устах Владимира Путина. Когда Дмитрий Медведев был неофициально назначен, а потом формально избран президентом, у них появилась робкая надежда, что молодой юрист, никогда не носивший погон, со временем поведет самостоятельную политику - притом политику более либеральную, чем та, которой придерживался его патрон. Год спустя в поведении Медведева кое-кто при желании усматривает намеки на самостоятельность - но только намеки и только при желании. Первые шаги президента За прошедший год изменилось многое - но не внешний характер отношений президента Медведева и премьер-министра Путина. Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова на все расспросы Би-би-си, что же представляет собой ее шеф в отдельности от премьера, чеканит формулу, впервые выведенную самим Путиным. "Взаимоотношения строятся ровно так, как и должны строиться взаимоотношения между президентом и премьер-министром. Их полномочия четко определены, их сфера ответственности четко определена - в рамках этих полномочий они и работают", - уверяет Тимакова. Политический обозреватель, главный редактор журнала "Русский Newsweek" Михаил Фишман считает, что так называемые "номенклатурные позиции" Медведева за этот год существенно укрепились. Но этого мало. По его мнению, пока нет оснований говорить о президенте Медведеве как о самостоятельном политике. Владимир Путин и Джордж Буш Во время войны в Южной Осетии Путин не был в тени "В некоторых сферах Медведев, конечно, разбирается и принимает решения сам. Но принципиальный момент, как мы поняли по прошлому году, - отмечает журналист, - заключается в том, что по всем важнейшим вопросам - ну и вопросам, которые имеют существенный политический эффект на положение дел в стране или во внешней политике - Медведев не принимает решения сам, не учитывая мнение Владимира Путина". Самое заметное решение, которое довелось принять президенту и главнокомандующему Медведеву - это решение о начале войны с Грузией. Но насколько это было его решение - большой вопрос. Отношения с Тбилиси накалились до предела не при Медведеве, а в дни конфликта все россияне могли видеть по телевидению, как Путин - а не Медведев - прилетел во Владикавказ и раздавал указания. "Старая стратегия" В течение своего первого года президент Медведев выступил с несколькими громкими инициативами, но насколько это его собственные инициативы и во что они выльются - опять-таки неясно. Начинал Медведев с заявлений о борьбе с "правовым нигилизмом", коррупцией и ангажированностью суда. Однако с этого начинают все российские правители, с этого начинал и Путин. Результаты примерно одинаковы. Будут ли они иными у Медведева? Знающие российскую действительность полагают, что скорее нет, чем да. Медведев предложил продлить сроки полномочий президента и парламента до шести и пяти соответственно - и нужные поправки в конституцию были быстро и дисциплинированно приняты. Но большинство комментаторов полагает, что Медведев делал это не для себя, а для Путина, который будто бы вернется на пост президента и сможет править еще двенадцать лет. Впрочем, тут тоже приходится лишь гадать: более открытой российская внутренняя политика не стала, к тому же ни Медведев, ни Путин, ни кто-либо из их приближенных не говорил, кто именно собирается баллотироваться в 2012 году. Во внешней политике Медведев выступил с масштабной, но очень туманной инициативой - он предложил заключить новое всеобщее соглашение о безопасности в Европе, некий новый "Хельсинкский акт". Европейские лидеры высказались вежливо и предельно сдержанно, в духе "да, очень интересное предложение", американцы же прямо заявили, что подменять НАТО и прочие европейские структуры чем-то новым совершенно незачем. Постсоветская Россия все 17 лет своего существования добивается того, чтобы блок НАТО, где у нее нет права голоса, перестал играть ведущую роль в европейской архитектуре безопасности. Новое предложение Медведева полностью вписывается в эту старую, не им придуманную стратегию. "Признаки самостоятельности" Политолог Дмитрий Орешкин согласен, что о самостоятельности Медведева говорить очень рано, но кое в чем признаки такой самостоятельности он все же усматривает. Так, по его словам, год назад трудно было представить, чтобы "преемник" стал критиковать своего патрона, Путина. "Уже в декабре, - напоминает Орешкин, - он говорил, что правительство недорабатывает, что оно только на 30% выполняет план антикризисных мер. Он не называл, конечно, имя Владимира Путина, но все же". Вторая, по выражению Орешкина, "тоненькая маленькая деталь" - это разногласия относительно того, как управлять государственными корпорациями: Медведев отстаивает точку зрения, что руководить этими корпорациями должны независимые директора, а Путин склонен был бы назначать государственных чиновников. На этом основании Орешкин делает предположение, что Медведев, скорее, все-таки выступает больше за современный подход, а Путин, как "государственник", не хочет выпускать из рук рычаги управления". Орешкин, впрочем, напоминает, что сами гигантские госкорпорации в ключевых отраслях - это детище Путина, и на их существование никто не покушается. Еще один признак ограниченной, но самостоятельности Медведева Орешкин видит в назначениях и отставках некоторых губернаторов. "При Путине трудно было бы представить себе Никиту Белых губернатором какого бы то ни было региона, а Медведев рискнул на это пойти. Медведев, кстати, сместил и путинского человека в Ингушетии, генерала Зязикова", - напоминает политолог. Михаил Фишман, однако, считает назначение отдельных губернаторов как раз не-стратегическим, мелким вопросом. К тому же внешним наблюдателями крайне трудно судить, кто на самом деле принимал все эти решения. Для большинства же россиян вопроса о том, "кто главнее" - президент Медведев или премьер-министр Путин - не существует. По данным опроса, проведенного в феврале одной из крупнейших социологических фирм России "Левада-центром", всего 12% жителей страны считают, что реальная власть находится в руках Дмитрия Медведева. 34% считают, что "главным" остается Путин. Ровно половина респондентов думает, что власть в "дуумвирате" делится поровну.
|